Центр русского византизма

На первые годы обустройства и духовного становления Высоцкой обители приходится один из самых ярких периодов ее просветительской деятельности. Возрождение живой преемственности от мира восточно-христианской духовности, возведение моста культуры между Византией и Русью – таково уникальное значение Высоцкого монастыря в культуре второй половины XIV века. Заботой князя Владимира Андреевича при поддержке и руководстве Прп. Сергия Радонежского, а впоследствии и митрополита Киприана, трудами Афанасия Высоцкого Старшего и его учеников в обители действовал полнокровный центр византинизма, осуществлявший важные идейно-культурные начинания. Серпуховский монастырь получил возможность принимать у себя книжников, искусных каллиграфов, иконописцев, зодчих и певцов из Византии. Они приносили на Высокое богатый опыт церковной культуры и искусства греко-славянского мира, который в это время переживал мощный духовный подъем на волне исихастского движения, распространявшегося со Святой Горы Афон.

Не без влияния афонского исихазма в Высоцком монастыре сразу же по его основании начал формироваться особый уклад монашеского жития. В нем сочетались усвоенное от общежительного устава Свято-Троицкой Сергиевой обители единение братии в любви по образу Троического единства, строгость созерцательного молчания (исихия) и творческая о Господе напряженность всякого труда, будь то строительство или земледелие, книгописание или обучение мастерству.

В Высоцком монастыре менее чем за десять лет была организована превосходная мастерская письма. Здесь шла работа над Словом, над его постижением и распространением "в мир". Трудились изо дня в день: молитва, чтение, переписывание, украшение книги, снова молитва. Это был истинный подвиг - подвиг культуры, со-вершаемый почти всегда незаметно и даже тайно для непосвященных...

Читать весь текст...

Назад к "ИСТОРИИ"


Архангел Гавриил "Высоцкий чин"
XIV в.(ГТГ)