История. Основание святой обители

Статьи

Устроение Высоцкого монастыря по времени совпало с коренными преобразованиями в жизни Древней Руси эпохи Куликовской битвы и служения миру Преподобного Сергия Радонежского. В истории Отечества этот период ознаменовался укреплением объединяющей роли Москвы и пробуждением национального сознания. Русь начала сбрасывалас себя оковы татарского плена и, возрастая в православном достоинстве под влиянием заходящей славы великой византийской культуры, вступала в блестящую эпоху "Русского Возрождения". Рождение монастыря, волею Божию, желанием и усердием благочестивого Серпуховского князя Владимира Андреевича произошло в 1374 году (по н. ст. - в 1373 году). В том году, как повествует летопись, князь "занимался строением Серпухова". Он огородил его дубовыми стенами и поставил в нем наместника. Тогда же он обратился за помощью и благословением к Преподобному Сергию, подвизавшемуся в радонежских лесах, своей вотчине. В то время уже велико было благоговейное уважение и почитание Преподобного, и слава о его иноческих подвигах, о святой его обители далеко разошлась по Руси. К Преподобному Сергию прибегали князья русские за советами и благословением во всех трудных случаях жизни и в своих ратных начинаниях. Хорошо знали они и его достойных, любимых учеников, и из рассадника иночества приглашали их в свои вотчины для основания новых обителей.

Об основании святой обители подробно повествовала надпись на внешней стороне церкви во имя преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Афонского, существовавшей в ансамбле Высоцкого монастыря до 1967 года:

"Серпуховской князь Владимир Андреевич, управлявший и городком Радонежем, на земле которого стоял монастырь преподобного Сергия, пожелал украсить свой стольный город возграждением монастыря и послал к преподобному Сергию, приглашаяего прибыть к нему для благословения и совета на устроение в Серпухове обители и просил его взять с собою в начальника обители ученика своего, знакомаго князю (подвижника и сотрудника), Афанасия. Жаль было Сергию отпустить от себя одного из любимых учеников, но исполняя желание боголюбиваго князя, он отправился с Афанасием в пределы Серпуховские: путь совершили пешком. С великою радостью встретил Владимир святых пришельцев, и, после обозрения местности, избрали они место для будущей обители в версте от города, на одном возвышении, которое носило название "Высокое" и стояло на берегу реки Нары. Князь передал им свое желание, чтобы монастырь воздвигнут был во имя Богоматери в честь Ея зачатия, "дабы славилось имя Божие и Пресвятыя Богородицы, а хотящие во крове Ея жити монахи Ея чествовали, а о мне и о врученных мне людях молили Бога, такожде и усопших о Господе души родителей и сродников и всякого чина христиан православне поминая в священнодействе".

Преподобный Сергий одобрил желание князя, и, когда расчищено было избранное место для обители, поросшее лесом, св. Сергий стал на колени, воздел руки к небу и произнес следующую молитву:"Се Царю вышних в триех Ипостасех единый Боже, Отче, Сыне и Дусе святый! Твоя есть земля исполнение ея, концы земнии в Твоих руках, Господи призри на место сие благодатию Твоею, посли помощь свыше и благословение и сотвори оное в прибежище любящим Тя, и обучение монашеское в нем. Устрой подвизающим ангельский данный образ; даждь служащим Тебе и работающим и живущим вседушно на месте сем образ Твой и подобие в душе и теле еже сотворил еси и создал руками Твоими соблюдати, непрестанно хвалити Тя в псалмех и песнех духовных присно и величати Царицу Небесну. Пречистую Деву Богородицу Марию и вся святыя Твоя сподоби люди Твоя живущия и приходящия. Господи, имя Твое святое да славится день и нощь во веки веков. Аминь!".

Читать весь текст...