Поучение преподобного Феодосия Печерского

У пьяного вся внутренность, как от огня загорается, в горле начинает печь, во рту слюна пересыхает, губы слипаются, все тело разгорается, лицо делается красным, язык деревенеет, зрение слабеет, ум помрачается. После некоторого сопротивления хмель одерживает над человеком победу и, как царь, распоряжается им. Пьяный беспрестанно открывает рот для чаши, не зная меры, тело его переполняется вином, как губка водой; он делается малосильным, в жилах происходит ослабление, ноги двигаются плохо, взгляд становится безумным и он, как сумасшедший, говорит без смысла. В это время бес достигает всех своих коварных желаний, так что пьяный остается уже без наблюдения бесовского, ибо сам делается бесом.

О человек, что ты делаешь с собой, губя свой ум, полюбив языческий обычай, потому что только язычникам приятно напиваться без меры. А ты сидишь весь день, забавляясь питьем, ничего не делаешь в пользу ни душе, ни телу, все продаешь за вино — и душу, и тело. Поистине удивительно: один час употребляешь на пищу, а весь день губишь на пьянство. Так не делают и бессловесные животные, хотя они и Бога не ведают и будущего суда не ожидают, да и житейских попечений нет никаких у них. Мне кажется, что они смеются над нами, если не говорят, то думают вроде того: "Мы, твари неразумные, а и то, когда отъедим, тогда и пить перестаем, а эти. ненасытные люди и отдыха не знают — все пьют, будто у них два желудка: один для пищи, а другой для питья, и льют вино в этот желудок, как в бездонную посудину, покамест не взбесятся от пьянства". Пьянство бывает двоякое: одно, когда с похвальбою говорят: тот не пьяница, кто напьется, да ляжет спать, а тот пьяница, кто толчется, бьется и ругается. А я хочу сказать, что и смирный человек, когда напьется, грешит, хотя бы и спать лег. Я даже не знаю, к чему его приравнять! Скотиной его назвать? Но он хуже скота. Зверем ли? Но он хуже зверя. Он, как болван и как мертвец, валяется и смердит.

Читать весь текст...

Назад к разделу "Неупиваемая Чаша"