Состоялось награждение лауреатов XIII конкурса «Просвещение через книгу»

1 ноября 2018 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве прошло награждение лауреатов XIII конкурса «Просвещение через книгу». Торжественную церемонию возглавил председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент. В ней приняли участие известные писатели, историки, а также руководители церковных и светских издательств.

На мероприятии были названы имена победителей, получивших призовые места XIII сезона Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу».

Конкурс проводился по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Организаторы конкурса — Издательский Совет Русской Православной Церкви и Выставочное объединение «РЕСТЭК» при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

В торжественной церемонии приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, главный редактор Издательства Московской Патриархии епископ Балашихинский Николай, генеральный директор группы предприятий «РЕСТЭК» Игорь Кирсанов, директор Государственной публичной исторической библиотеки России Михаил Афанасьев.

В 2018 году конкурсное жюри отметило более 50 российских и зарубежных изданий в 11 номинациях.

Главный приз был вручен Издательству Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета за книгу Лидии Головковой и Ольги Хайловой «Верность Церкви Христовой в испытаниях сохранившие. 1937-2017», специальный приз — Издательству Варшавской митрополии за книгу Ярослава Харкевича «Православные храмы».

Митрополит Волоколамский Иларион был награжден дипломом I степени в номинации «Лучшая духовно-просветительская книга» и призом конкурса за два тома тематически связанных между собой книг «Апостол Петр. Биография» и «Апостол Павел. Биография», выпущенных издательским домом «Познание» Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Биография первоверховного апостола Петра воссоздается на основании свидетельств о нем Евангелия, Деяний апостолов и его собственных посланий, а также посланий апостола Павла и других источников. Читатели также могут ознакомиться с представленной в широком историческом контексте биографией апостола Павла, как она вырисовывается из новозаветных источников. Обращаясь как к святоотеческим толкованиям, так и к современным научным теориям, автор рассказывает о жизни первоверховных апостолов, прослеживая их путь от призвания на апостольское служение до мученической кончины. Этот труд сочетает научную основательность с простотой и доступностью изложения, поэтому может быть интересен широкому кругу читателей.

Поблагодарив за награду, митрополит Иларион обратился к присутствующим с речью, в которой, в частности, сказал:

«В церковном календаре 2017 год был отмечен как год 1950-летия со дня мученической кончины святых апостолов Петра и Павла. Но этот юбилей прошел не особо заметно на фоне других памятных дат, которые были связаны с нашей российской историей. Тем не менее, для меня этот юбилей послужил поводом к тому, чтобы почтить память первоверховных апостолов и написать монографии о каждом из них.

Должен признаться, что сначала я написал книгу об апостоле Павле. Я писал ее на остаточном вдохновении от 6-томного исследования, посвященного жизни и учению Господа Иисуса Христа. По завершении последнего тома моя мысль естественным образом обратилась к апостолу, который, собственно, осмыслил жизнь и учение Иисуса Христа в богословских категориях.

Нам даже трудно представить, как много означал интеллектуальный и духовный подвиг этого человека. В Евангелиях мы читаем о том, как Господь Иисус Христос учил Своих учеников, как Он совершал чудеса, как Он был распят на кресте, какое это вызвало недоумение; как затем Он воскрес, и ученики долгое время не могли поверить, что это Он: одни верили, другие сомневались. Собственно, этим заканчивается Евангелие от Матфея: «Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились» (Мф. 28:16-17).

И первым весь этот опыт в богословских категориях пришлось осмыслить не одному из двенадцати апостолов, а тому, кто не был членом апостольской общины. Этим человеком стал апостол Павел — тот, который был призван позже других, который был сначала гонителем Церкви, которого Господь чудесным образом обратил к вере, после чего он стал апостолом, и, как он сам говорит, больше других потрудился в проповеди Евангелия.

Когда мы открываем издание Нового Завета издательства Московской Патриархии, то в конце книги видим карту «Миссионерские путешествия апостола Павла». На карте прочерчены маршруты, и даже сегодня эти расстояния на самолете преодолеваются за два или три часа, а апостол Павел ходил пешком, и не в спортивной обуви, как сейчас ходят люди для того, чтобы нагулять километры, а в простых сандалиях по пыльным дорогам, проповедуя Христа Распятого и Воскресшего. И не только устно он проповедовал, но и написал свои удивительные послания, которые мы до сих пор ежедневно читаем на Божественной литургии, и, надеюсь, также читаем их дома.

Именно в этих посланиях Павел изложил богословское учение, которое позволило понять, что христианство — это не просто какая-то новая секта внутри иудейской религии, а совершенно новая религия, новое откровение Бога миру. Именно апостол Павел был первым, кто еще до того, как были написаны Евангелия, по крайней мере, до того, как они были канонизированы Церковью как основной письменный источник сведений о жизни и учении Иисуса Христа, в своих посланиях сформулировал основные христианские догматы. Он, по сути дела, заложил основы христианского богословия, и все последующее христианское богословие строилось на его богословии, на том, как он первым осмыслил удивительный феномен Богочеловека Иисуса Христа.

Тем из нас, кто являются священнослужителями, приходится десять раз в течение года совершать Литургию Василия Великого. И всякий раз, читая молитвы анафоры этой Литургии, мы поражаемся богатству их богословского содержания. Но если разобрать текст этой анафоры, то он почти полностью, на 90% соткан из тех слов и выражений, которые мы находим в посланиях апостола Павла. И так можно проследить развитие всего христианства, всего святоотеческого богословия. Поэтому, конечно, заслуга этого апостола неоценима. И если можно говорить об Иисусе Христе как об авторе христианской религии, то Павел — это апостол, которого Он взял Себе в соавторы.

Я не буду сейчас говорить о Петре — о нем мы знаем парадоксальным образом меньше, чем о Павле. О Петре, конечно, упоминается в целом ряде эпизодов Евангельской истории, но он никогда не находится в центре повествования. За исключением одного эпизода — наверное, самого позорного в своей биографии, когда он отрекся от Иисуса Христа. Все четыре евангелиста посчитали нужным об этом упомянуть, и я в своей книге пытаюсь объяснить, почему все они приводят этот рассказ.

У Петра была совершенно другая судьба. Петр и Павел, насколько можно судить по сохранившимся свидетельствам, никогда не были друзьями, никогда не проповедовали вместе. Возможно, они даже избегали ходить по одним и тем же маршрутам. По крайней мере, апостол Павел в Послании к Римлянам ясно говорит о том, что он давно хотел прийти в Рим, но не приходил, потому что не имел обычая «строить на чужом основании» (Рим. 15:20). А на каком еще основании он мог строить в Риме, если не на основании апостольской проповеди?

И, тем не менее, эти два апостола — так Богу было угодно — окончили свой жизненный путь вместе, оба окончили его мученически. И их прославление с самого начала христианской истории было одновременным: и на Западе, и на Востоке их память празднуется в один день.

В своих книгах я попытался рассказать все, что мы знаем об этих апостолах на основании документальных свидетельств. Я очень надеюсь на то, что жизненный подвиг и учение апостолов Петра и Павла будут и дальше вдохновлять новые поколения христиан, как они в свое время вдохновили христиан первого поколения».

Лауреаты конкурса были объявлены в одиннадцати номинациях: «Лучшее художественное произведение», «Лучшая духовно-патриотическая книга», «Лучшая духовно-просветительская книга», «Лучшая историческая книга», «Лучшее учебное издание», «Лучшая книга для детей и юношества», «Первая авторская книга», «Лучшее справочное и краеведческое издание», «Лучшее цифровое издание», «Лучшая иллюстрированная книга», «Лучшее издание по истории Русской Православной Церкви в XX веке и казачеству».

Полный список победителей опубликован на сайте Издательского Совета.

По материалам Службы коммуникации ОВЦС и Издательского Совета

Патриархия.ru



Назад к списку новостей