Синодальный отдел религиозного образования и катехизации провел семинар «Система приходского просвещения детей и взрослых»

27 января 2020 года в рамках I направления XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Деятельность Церкви в сфере образования и катехизации» в конференц-зале гостиницы «Покровская» в Москве состоялась первая часть семинара «Система приходского просвещения детей и взрослых», организованного Синодальным отделом религиозного образования и катехизации. Мероприятие провел руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела иеромонах Геннадий (Войтишко). Кураторами семинара выступили специалисты сектора приходского просвещения Синодального отдела Дарья Кочкина, Денис Туголуков и Антон Ракушин.

Участникам первой части семинара иеромонах Геннадий (Войтишко) рассказал о стратегии приходского просвещения детей и взрослых. «Для организации плодотворной работы на приходе, отражающей всю заботу Церкви о своих чадах, необходимо выстроить целостную систему просвещения детей и взрослых, в равной степени важных для единой приходской семьи, — отметил среди прочего отец Геннадий. — Главной миссией Церкви как богочеловеческого организма является забота о спасении человека, просвещение его Светом Истины Иисуса Христа (духовное просвещение). А в деле спасения соработничают Божественная благодать и свободная человеческая воля. Поэтому содействовать человеку в спасении призваны другие члены общины, в первую очередь, поставленные для этого на служение — духовенство, сотрудники храма, прихожане, выполняющие приходские послушания; а также дети и их семьи; другие члены приходской общины разного возраста… Приходская община обязана создать среду, направленную на духовное просвещение детей и взрослых».

В рамах семинара его участники работали в группах над проектом текста «Практические рекомендации по организации приходского просвещения детей и взрослых». В ходе этой работы исследовались проблемы и пути их решения в области развития духовной жизни детей и взрослых, наставления в вере, организационного и межличностного взаимодействия членов общины, создания удобной инфраструктуры и положительного эмоционального фона внутри прихода.

В первой части семинара приняли участие около 250 специалистов из различных епархий Русской Православной Церкви. 

***

29 января в Белом зале Храма Христа Спасителя состоялась заключительная часть семинара «Система приходского просвещения детей и взрослых». 

В мероприятии, которое провел иеромонах Геннадий (Войтишко), приняли участие около 300 специалистов из различных епархий и стран канонического присутствия Русской Православной Церкви: руководителей и сотрудников епархиальных ОРОиК, директоров и педагогов воскресных школ, катехизаторов, ведущих подростковых клубов.

Сначала отец Геннадий рассказал о проблемах наставления взрослых в вере. Затем  протоиерей Александр Усатов обсудил с участниками семинара практику наставления взрослых в вере, которая включает в себя катехизацию через богослужение и катехизацию посредством иконы.

Отец Геннадий отметил, что в приходском просвещении взрослых существует проблема, которая видимым образом сказывается на духовном попечении о детях. Взрослые зачастую либо вовсе не обладают правильно выстроенной системой координат религиозных знаний, либо имеют сумму схоластических, оторванных от реальной жизни представлений о Боге и Церкви. Эта сумма не дает ответа на смысложизненные вопросы. Взрослые нуждаются в систематической катехизации и помощи в выстраивании собственной духовной жизни. При этом, по словам священника, неготовность оглашаемых к вхождению в Церковь, в частности, отсутствие ответственности за свою принадлежность к Церкви, ведет к потере приходом новокрещенных членов общины. 

Основными проблемами в сфере приходского просвещения, которые реально существуют в приходской жизни, являются:

  • пастырская отстраненность от попечения о детях и взрослых на приходах; 
  • полное или частичное отсутствие системы сопровождения новоначальных и давно пребывающих в Церкви членов общины;
  • отсутствие традиции взаимопомощи, взаимоподдержки со стороны духовенства и прихожан;
  • зацикленность на вероучительных понятиях при игнорировании других граней присутствия взрослых в Церкви. 

Представитель Синодального отдела рассказал, что после изучения проблематики просветительской работы возникла и была одобрена Священноначалием идея разработки целостного подхода к приходскому просвещению. Он объединит работу со всеми без исключения членами приходской общины. Целостный подход основывается на понимании и признании того, что: 

  • в каждой приходской общине должна создаваться целостная система духовного просвещения детей и взрослых, а приходская община должна быть открыта для принятия в свой состав новых членов и их поддержки с тем, чтобы они стали полноценными ее членами;
  • в процессе катехизации (в частности, при оглашении), критически важно уметь правильно определить духовное состояние человека и подобрать адекватный его состоянию и запросу ответ и действие; 
  • в процессе наставления в вере важно передавать не совокупность вероучительных определений, а — ценностей и смыслов; 
  • в оглашении необходимо проводить не разрозненные беседы, а связный цикл оглашения, в разумных для современного человека пределах, но достаточных, для его подготовки к крещению;
  • от вовлеченности настоятеля и клириков прихода зависит результат просветительского служения;
  • просветительская деятельность после крещения в современных условиях должна стать не только восполнением краткого оглашения, но также попечением о прихожанах и сотрудниках храма, давно пребывающих в Церкви;
  • на приходе необходимо создать условия не только для включения новоначальных христиан в жизнь общины, но и для осуществления попечения о постоянных прихожанах; 
  • непосредственно осуществлять просветительское служение должны только подготовленные к нему специалисты, члены своей приходской общины. 

Во второй половине семинаре выступил клирик кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону протоиерей Александр Усатов. Он рассказал присутствующим о возможностях катехизации взрослых посредством богослужебных текстов и православной иконописи. Он отметил, что в современных условиях новоначальные христиане испытывают затруднения в восприятии особого языка иконы. Им не знакомы особенности византийской гимнографии и символизм Священного Писания. Церковнославянские слова могут ввести в заблуждение при попытке их трактовки. Особенности древней иконописи могут вызвать у неофита смущение или даже привести к ошибочным догматическим представлениям.

Священник сделал вывод: практика наставления в вере взрослых указывает, что необходимо не только раскрывать богословское наполнение текстов богослужения и канонических икон. Нужно рассказывать об элементарных принципах иконописи, характерных отличиях икон от картин и фотографий. В той же степени это касается изучения православного богослужения. Говоря о формах наставления в вере взрослых посредством богослужения, он отметил рекомендацию Святейшего Патриарха Кирилла проводить внебогослужебные беседы для изучения богослужебных чинов (панихида, бдение), занятия, посвященные подготовке к Причащению, подробно рассматривать чин Литургии, а также помогать новоначальным христианам постигать смыслы молитвословий.  

По словам священника, иногда уместно делать краткие пояснения прямо во время богослужения, например, во время совершения Таинства крещения. Особое внимание, по его мнению, следует уделять наставлению верующих непосредственно перед совершением богослужения, в частности, перед чином погребения христиан, перед освящением жилища. Участникам семинара представили опыт Ростовской-на-Дону епархии, как там провели богослужебную катехизацию перед началом всенощного бдения в день памяти жен-мироносиц и праведного Иосифа Обручника. Среди возможных форм наставления верующих священник упомянул экскурсию по храму и внебогослужебные беседы об истории иконописи, об особенностях иконографии Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, ликов святых и двунадесятых праздников. 

В заключение мероприятия ведущий семинара иеромонах Геннадий (Войтишко) ответил на вопросы участников.

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации/Патриархия.ru