У пьяного вся внутренность, как от огня загорается, в горле начинает печь, во рту слюна пересыхает, губы слипаются, все тело разгорается, лицо делается красным, язык деревенеет, зрение слабеет, ум помрачается. После некоторого сопротивления хмель одерживает над человеком победу и, как царь, распоряжается им. Пьяный беспрестанно открывает рот для чаши, не зная меры, тело его переполняется вином, как губка водой; он делается малосильным, в жилах происходит ослабление, ноги двигаются плохо, взгляд становится безумным и он, как сумасшедший, говорит без смысла. В это время бес достигает всех своих коварных желаний, так что пьяный остается уже без наблюдения бесовского, ибо сам делается бесом.
О человек, что ты делаешь с собой, губя свой ум, полюбив языческий обычай, потому что только язычникам приятно напиваться без меры. А ты сидишь весь день, забавляясь питьем, ничего не делаешь в пользу ни душе, ни телу, все продаешь за вино — и душу, и тело. Поистине удивительно: один час употребляешь на пищу, а весь день губишь на пьянство. Так не делают и бессловесные животные, хотя они и Бога не ведают и будущего суда не ожидают, да и житейских попечений нет никаких у них. Мне кажется, что они смеются над нами, если не говорят, то думают вроде того: "Мы, твари неразумные, а и то, когда отъедим, тогда и пить перестаем, а эти. ненасытные люди и отдыха не знают — все пьют, будто у них два желудка: один для пищи, а другой для питья, и льют вино в этот желудок, как в бездонную посудину, покамест не взбесятся от пьянства". Пьянство бывает двоякое: одно, когда с похвальбою говорят: тот не пьяница, кто напьется, да ляжет спать, а тот пьяница, кто толчется, бьется и ругается. А я хочу сказать, что и смирный человек, когда напьется, грешит, хотя бы и спать лег. Я даже не знаю, к чему его приравнять! Скотиной его назвать? Но он хуже скота. Зверем ли? Но он хуже зверя. Он, как болван и как мертвец, валяется и смердит.
Напившись по горло и ослабев, лежит этот смирный пьяница без движения и это в праздник, когда богобоязненные люди услаждают свои сердца божествен¬ным пением и чтением в церкви, мняще, что они предстоят пред Самим Богом; а тот, говорю, и головы своей поднять не может, отрыгая зловоние от безмерного питья. Скажи, чем он тогда отличается от язычника? Да умолкнет же тот, кто говорит, что хоть и напьюсь, но ничего худого не сделаю. Видишь, сколько зла делаешь против праздника. Буйный же пьяница не только сам себе вредит, но и другим: он оскорбляет людей благочестивых, а если к тому же имеет власть над другими, тогда двойное зло: боясь обличения за свой порок, он старается и других склонить к пьянству... Пьяница хуже бесноватого: бесноватый страдает не по своей вине и потому будет освобожден от вечных мук.
К бесноватому пришедший священник молитвой прогонит беса, а к пьяному, если бы собрались священники со всей вселенной и сотворили молитву, то и тогда не могли бы ни избавить его от пьянства, ни прогнать самовольного пьянственного беса. О горе, и опять скажу: о горе пребывающим в пьянстве! Пьянством отгоняем от себя Ангела-Хранителя и привлекаем к себе диавола... Бесы радуются о нашем пьянстве и, радуясь приносят к дьяволу пьянственную жертву от пьяниц. Сатана говорит им тогда: "Я никогда так не радуюсь о жертвах языческих, как о пьянстве христиан, ибо пьяницы готовы исполнять все мои дела, и потому они милее для меня язычников. Трезвых людей Бог хранит, а пьяных ненавидит и гнушается ими, один только я радуюсь за них, потому что пьяницы мои, а трезвые - Божий". И посылает дьявол бесов, говоря: "Идите, поучайте христиан к пьянству и всякому делу моего хотения". Ангелы же святые поведали о том святым отцам с великою печалью, дабы они отклоняли христиан от пьянства, и святые отцы написали сие благочестное учение в своих книгах, учение верное и святое, и передали его христианам, дабы они жили по их учению и удостаивались жизни вечной.
И кто слушает сего святоотеческого учения и живет трезво, творя богоугодные дела, будет жителем Царства Небесного и наслаждаться благами вечными. А кто не слушает, тот будет осужден вместе с дьяволом: на муку вечную.
Зная о сем, будем, братие, иметь заботу работать Богу в трезвом, а не в пьяном уме и хранить Его святые заповеди, и поживем в них день и ночь, прославляя Святую Троицу — Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и всегда, и во веки веков, аминь.