Центр русского византизма

На первые годы обустройства и духовного становления Высоцкой обители приходится один из самых ярких периодов ее просветительской деятельности. Возрождение живой преемственности от мира восточно-христианской духовности, возведение моста культуры между Византией и Русью – таково уникальное значение Высоцкого монастыря в культуре второй половины XIV века. Заботой князя Владимира Андреевича при поддержке и руководстве Прп. Сергия Радонежского, а впоследствии и митрополита Киприана, трудами Афанасия Высоцкого Старшего и его учеников в обители действовал полнокровный центр византинизма, осуществлявший важные идейно-культурные начинания. Серпуховский монастырь получил возможность принимать у себя книжников, искусных каллиграфов, иконописцев, зодчих и певцов из Византии. Они приносили на Высокое богатый опыт церковной культуры и искусства греко-славянского мира, который в это время переживал мощный духовный подъем на волне исихастского движения, распространявшегося со Святой Горы Афон.

Не без влияния афонского исихазма в Высоцком монастыре сразу же по его основании начал формироваться особый уклад монашеского жития. В нем сочетались усвоенное от общежительного устава Свято-Троицкой Сергиевой обители единение братии в любви по образу Троического единства, строгость созерцательного молчания (исихия) и творческая о Господе напряженность всякого труда, будь то строительство или земледелие, книгописание или обучение мастерству.

В Высоцком монастыре менее чем за десять лет была организована превосходная мастерская письма. Здесь шла работа над Словом, над его постижением и распространением "в мир". Трудились изо дня в день: молитва, чтение, переписывание, украшение книги, снова молитва. Это был истинный подвиг - подвиг культуры, со-вершаемый почти всегда незаметно и даже тайно для непосвященных современников. Когда осенью 1382 года преподобный Афанасий Высоцкий Старший покинул стены обители и последовал за митрополитом Киприаном сначала в Киев, а затем в Константинополь, ему было на кого оставить хорошо налаженное книжное дело - обитель возглавил его преданный ученик преподобный Афанасий Высоцкий Младший.

Из Константинополя Афанасий прислал в Высоцкий монастырь для новопостроенного храма Зачатья Богородицы семь икон деисусного чина, получившего название "Высоцкого". Высоцкий чин имеет длину 6,87 метра, высота его колеблется в пределах 146-149 см, ширина 93-106 см (самые широкие иконы архангелов).

Высоцкий чин оставил значительный след в русской культуре. Автор Высоцкого чина был большим мастером, опиравшимся на богатые традиции и опыт, накопленный византийской живописью. Сумрачные и суровые лики написаны в темной колористической гамме. Сухая, местами графичная манера письма с большой художественной силой воплощает одну из наиболее существеннейших черт византийской духовности, обозначаемую словом "акривия". В расширительном смысле - это твердая воля к исполнению заповедей Бога и устава церкви. Событие это произвело сильное впечатление на современников, и о нем еще долго вспоминали в церковных сочинениях. Можно предположить, однако, что связь серпуховского монастыря со своим первым игуменом (а через него с константинопольскими и афонскими центрами книгописания) была достаточно регулярной, а получение художественных и книжных посланий из Константинополя было событием не так уж и редким. Однако, появление в Серпухове Высоцкого чина, крупного произведения византийской иконописи, вызвало более сильный и широкий резонанс. Исследователи настойчиво говорят о более чем вероятном посещении Высоцкого монастыря Феофаном Греком и Андреем Рублевым, привлеченными сюда столь значительным памятником. Существует и другая гипотеза - один из старейших биографов и исследователей Рублева, П. А. Голубцов, на основании нового прочтения текста "Сказания о святых иконописцах" сделал предположение, что Рублев мог стать иноком в Высоцком монастыре в 1380-х гг., где "быша в послушании у преподобного Никона" - ученика Афанасия Высоцкого Старшего, ставшего впоследствии, незадолго до смерти Преподобного Сергия Радонежского (1892), игуменом Троицкого монастыря. Стало быть, в Серпухове, в этом центре русского византинизма, начал Рублев путь художника.

Расцвет Высоцкого монастыря как феноменального центра византинизма, книжности и мысленного творчества продолжался недолго. По мере того как уходили из жизни все те, кто был прямо причастен к его созданию, по мере того как сужался круг первых учеников Афанасия Высоцкого Старшего, угасал на Высоком живой культурный очаг. И уже в первой половине XV века не было здесь прежнего творческого напряжения, не было и столь беспримерного по интенсивности общения "великими семействами рода человеческого".

В Государственной Третьяковской галерее выставлены шесть икон "Высоцкого чина", принадлежавшие Серпуховскому Высоцкому монастырю: Спаситель; Богоматерь; Архангел Михаил; Архангел Гавриил; Апостол Петр; Апостол Павел. Икона Иоанна Предтечи передана в Русский музей. Некогда, до 1920 года, они украшали главный соборный храм Высоцкого монастыря - собор Зачатия Пресвятой Богородицы. Стояли они в 3-м ярусе иконостаса, над праздничным поясом, и являлись составной частью композиции иконостаса.


Книгописание в Высоцком монастыре в XIV-XV вв.

Но если главным носителем московской книжности было духовенство, а основными хранилищами рукописных книг служили церкви и монастыри, то контингент заказчиков рукописей не ограничивался представителями духовного сословия. Здесь важную роль играли князья и бояре. Любителем искусства и меценатом был князь серпуховской и боровской Владимир Андреевич Храбрый, выдающийся полководец, принимавший участие едва ли не во всех больших и малых войнах Москвы на протяжении последней трети XIV и первого десятилетия XV века. Вероятно, этому князю принадлежали в конце XIV века тверской список Хроники Георгия Амартола, где имеются древние приписки с упоминаниями его имени. Собирая старые книги, Владимир Андреевич заказывал и новые. В послесловии к Евангелию 1393 года сказано, что оно списано "повелением благовернаго князя Володимера Андреевича". Из яркого и богатого фактическими данными письма Епифания Премудрого к игумену тверского Спасо-Афанасьевского монастыря Кириллу мы знаем, что изготовление Евангелия не было в жизни князя единичным фактом его внимания к искусству. В письме Епифания, написанном около 1415 года по поводу одной из работ Феофана Грека, жившего в Москве в 90-х годах XIV века, упомянуто, что Феофан "у князя Владимира Андреевича в камене стене саму Москву...написавыи". Тут же замечено и о росписи Феофана, исполненной им во дворце Василия Дмитриевича: "терем у князя великого незнаемою подписью и страннолепно подписаны".

…Житие Сергия, составленное в начале XV века Епифанием Премудрым, свидетельствует в свою очередь о том, что Сергий поощрял книгописание в своем монастыре и выделял иноков-писцов из других монахов. Когда князь Владимир Андреевич Храбрый попросил у Сергия для основания Высоцкого монастыря в Серпухове "старца именем Афонасия", то Сергий удовлетворил просьбу князя и отпустил Афанасия, о котором Епифаний замечает: "в добродетелях свершена, зело стройна и оучительна и божествены ж писаниих разумна, еже ныне свидетельствуют писаниа его". Епифаний был сам выдающийся книжник, и похвала в его устах Афанасию Высоцкому - это, конечно, не пустое слово.

...Афанасий Высоцкий еще в Сергиевом монастыре стяжал себе славу хорошего писца. Сделавшись игуменом в Серпухове, он поощрял развитие любимого дела и здесь. В Высоцком монастыре по его указанию в 1381 / 1382 году написана дьяконом Вунько большая по формату книга - Пандекты Никона Черногорца (ГИМ, Син. 193). Она украшена двумя хорошими тератологическими заставками. Пластически насыщенный рисунок заставки высоцкой рукописи по качеству даже лучше, чем заставка Стихираря 1380 года. Из Высоцкого монастыря происходит, возможно, еще одна книга - пергаменный Паремейник второй половины XIV в. (ГБЛ, Ф. 256, Рум., №. 303). В XVII веке, как указано в надписи на одном из его листов, он принадлежал Пречистой Богородиц на Высоком. И эта рукопись выделяется хорошим качеством. Она имеет заставку и много инициалов тератологического стиля в красках. С Пандектами Никона Черногорца 1381 года ее сближает, между прочим, то, что в обеих рукописях инициалы нарисованы по предварительным наброскам, делавшимся светло-серой краской кистью (в Паремейнике) или свинцовым карандашом (в Пандектах). Это свидетельствует о серьезной постановке переписывания и оформления рукописей в Высоцком монастыре.

Вздорнов Г.И. Искусство книги в Древней Руси М.,1980, с. 65, 83, 86-87

Все статьи